Close

Задания для одаренных детей

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 —стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

 2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает….

2 — Девочка качает ….

3 — Зайчик хрупает ….

4 — Мама стирает….

5 — Девочка поливает ….

Оценка: 5 верных ответов.

 3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

 4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологиче­ских) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному слову

1 — мальчик;

2 — кукла;

3 — мишка.

Оценка: 1 верный ответ.

7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

 8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда….

2 — Он не пошел на прогулку, потому что ….

3 — Он не вышел во двор, когда….

4 — Он не взял игрушку, которая ….

Оценка: 3 верных ответа

 9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредст­вом переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматиче­ской правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

 10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последо­вательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

 11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

 12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказы­вания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

 Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

КоРР = КоРР * 100

КВ

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда

КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

64

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие

Задания для одаренных детей на развитие логического мышления

Задача1.
 Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.
 Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба. Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат Ответ.
 Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача2.
 Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?

Решение.
 Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый. Решение.
 У Рыжова черные волосы.

Задача3.
 Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача4.
 Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.
 Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача6.
 У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача7.
 Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.
 Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача9.
 Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача10.
 Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Задача11.
 Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?

Задания логико-конструктивного характера

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. 

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. 

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. 

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек. 

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек. 

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. 

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. 

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький. 

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой). 

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками). 

Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Использование средств занимательной математики в работе с детьми

Занимательные вопросы.

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки.

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись»

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Четыре ноги, а ходить не может (Стол).

В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).

В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).

Конкурс 2. «Составь фигуры».

Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.

Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника. Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.

Конкурс 3. «Реши задачу».

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Процедурные логические задачи

Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
 Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
 Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
 Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
 Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
 Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
 Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.

Логопедический тест на понимание речи

2-3 года

Покажи, кого кормит девочка. Кто кормит мишку; чем кормит; с чем мишка ест суп; из чего ест; чем ест?

3-4 года

Покажи, где кошку догоняет мышка. Где кошка догоняет мышку? Где на волке лошадь? Где на лошади волк? Чего не бывает?

5-7 лет

Покажи, где мама, а где дочка. Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы? Найди, что общего у мамы и дочки.

5-7 лет

Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя.

Мишу ударил Саша. Как зовут драчуна?

5-7 лет

Посмотри на рисунок и скажи, правильно ли я говорю. Если нет, то поправь меня.

— Дом за лесом.

— Солнце освещается землёй.

— Под самолётом озеро.

— Самолёт летит над озером.

5-7 лет

Послушай вопросы и ответь на них:

— За мальчиком бежит собака. Кто впереди?

— На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал?

— Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше:

прочитал книгу или пошёл в кино?

Тест на опережение уровня словарного запаса,глаголов

2-3 года

Посмотри на медвежат и покажи, кто рисует, красит; кто несёт; кто везёт; кто моется, умывается, стирает.

2-4 года

♦ Расскажи, что делают медвежата. (В зависимости от уровня подготовленности-ребёнок может отвечать одним словом или целой фразой.)

♦ Найди на рисунке червяка, рыбку, бабочку или кузнечика и расскажи, что они делают. Например, рыба плавает, бабочка летает…

3-4 года

Найди у каждого медвежонка что-нибудь красное из одежды или обуви.

4-5 лет

Расскажи, что делает каждый из людей, нарисованных на картинках. (Режет, вышивает, вяжет, вырезает, пришивает пуговицу и т. д.)

5-6 лет

Придумай предложения, используя сразу две картинки. Например: мама шьёт рубашку на швейной машинке, а бабушка вяжет шарф спицами. Постарайся, чтобы каждое предложение получилось длинное.

Тест на опережение уровня словарного запаса, существительных.

2-3 года

Покажи, где волк, где собака, тигр, лев, щётка, метла, чашка, стакан.

3-4 года

Назови те предметы на рисунке, которые знаешь. Соедини рисунок каждого животного с тенью такого же животного.

4-5 лет

Покажи, где клумба, букет, венок, водопад, фонтан, памятник, стадион, калитка, сачок.

5-6 лет

♦ Назови все предметы на рисунке, которые знаешь.

♦ Посмотри на картинки и постарайся запомнить все предметы, закрой книгу и назови их по памяти.

♦ Подели картинки между Машей и Ваней. Девочке отдай (соедини линиями с её изображением) картинки с предметами, про которые можно сказать «одна».

Если про рисунок на картинке можно сказать «один» — отдай её мальчику.

2-3 года

♦ Покажи на рисунке, где у куклы носик, ушки, глазки, щёчки, ножки, ручки.

♦ Назови, что это. (Покажите ребёнку части куклы.)

3-4 года

♦ Покажи у куклы на рисунке лоб, подбородок, брови, ресницы, локти. Покажи у чайника на рисунке носик, крышку, ручку. Покажи у стула ножки, спинку, сиденье.

♦ Назови, что это. (Покажите ребёнку перечисленные выше части куклы, стула, чайника.)

4-5 лет

Покажи у дерева на рисунке корни, ветки, ствол, кору, крону. Покажи у корабля мачту, парус, якорь. Покажи у самолёта шасси, иллюминаторы, нос, хвост.

5-6 лет

Назови, что это. (Покажите ребёнку перечисленные выше части дерева, самолёта, корабля.)