Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка»
Цель: ознакомить педагогов с физическими упражнениями для очищения организма от негативного воздействия окружающей среды.
Задачи:
- показать необходимость использования физических упражнений как одного из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья дошкольников, с учетом негативного воздействия экологии на их организм в режимных моментах ДОУ;
- развивать представления педагогов об опасностях окружающей среды, угрожающих здоровью человека;
- воспитывать ответственность педагогов за жизнь и здоровье детей в организации педагогического процесса.
Участники: педагоги ДОУ, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Постановка цели и задач мастер-класса;
Поиск обучающих форм и активных методов обучения: составление презентации “Экология и здоровье человека”; подбор картинок внутренних органов и стихов-представлений к картинкам; пословиц о здоровье и высказываний Великих о здоровье и о роли физических упражнений в жизни людей; а также дидактических материалов и игровых технологий; организация выставки плакатов детско-родительских работ по теме “Спорт и Здоровый образ жизни”; распределение исполнения ролей “внутренних органов” между педагогами.
Ход занятия
Коллеги, сегодня утром почтальон принес письмо. Давайте посмотрим, от кого оно и что в нем написано.
“Дорогие, педагоги!”
Вам пишут жители страны Неболейкино. В нашей стране все здоровы и сильны, у нас нет никаких болезней. Мы приглашаем Вас к нам погостить. Правда, путь в нашу страну непростой. Он проходит через дремучие леса, горные реки и топкие болота. Но мы знаем, какие Вы смелые и находчивые, что Вы доберетесь до нашей страны здоровячков, преодолев все трудности и испытания. Ждем Вас в гости и успехов Вам!”
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Неболейкино.
Психологический настрой
“Сядьте поудобнее, закройте глаза. Одну руку положите на лоб, другую на затылок и слушайте мои слова: “Вы успокоились, ничто не будет отвлекать вас. Ваше внимание сосредоточено на том, чем мы будем заниматься здесь и сейчас! С закрытыми глазами повторите за мной: мы будем внимательно слушать, энергично и точно выполнять все движения. Будем добрыми и дружными”.
открывают глаза и видят доктора
Доктор
– Добрый день, а вот и я.
Здравствуйте мои, друзья!
Очень рада я вас встретить,
Но прошу всех мне ответить:
Любите вы быть здоровы?
Или любите болеть?
Думаю, что вы готовы к путешествию, друзья!
А теперь получите настрой на оздоровление. Повторяйте за мной.
Настрой на оздоровление
— Я здорова, я здорова, к путешествию готова.
— Голова моя светла, отдохнула до утра.
— Мышцы стали все сильнее, каждый орган здоровее!
— Нервы крепкие – стальные, как пружины заводные.
— Ноги – руки – все в движенье. Вот и снято напряженье.
— Влево – вправо повернусь, солнцу низко поклонюсь:
— Мы частички, ты и я. Это значит мы – семья!
Молодцы, а теперь пора в путь. Попрошу всех разуться. Пойдем друг за другом, чтобы не потеряться в пути.
Полоса препятствий
— через дремучий лес (ходьба по канату);
— по дорожке через болото (ходьба по массажным дорожкам);
— через горные реки по мостику (по гимнастической скамейке с мешочком на голове)
Мы почти прибыли на место нашего путешествия. Посмотрите, по каким законам живут здоровячки в стране Неболейкино.
рассматривание плакатов по теме “Здоровый образ жизни и спорт”
Обратите, коллеги, внимание на высказывания Великих мудрецов, а также пословицы, которым отдают предпочтение здоровячки страны Неболейкино.
“Гимнастика есть целительная часть медицины” Платон
“Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие” Аристотель
Подвижный, быстрый человек гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век подвержен всем изъянам. Авиценна
“Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь” Гиппократ
А сейчас, мы вами полетим на воздушном шаре.
Дидактическая игра “Нарисуй и расскажи” под музыкальное сопровождение
Присаживайтесь. Возьмите по листу белой бумаги, нарисуйте воздушный шар, корзину и себя в ней. На шаре напишите названия ценностей, которые играют важную роль в жизни. Теперь выделите только три ценности, которые вы считаете важными.
Рисование рисунка и беседа — обсуждение своих решений. Ответы на вопросы: что такое здоровье? Почему здоровье дороже всего? От чего зависит состояние здоровья?
Пока мы еще летим на воздушном шаре. Вот вам еще задание.
Дидактическая игра “Собери предложение”
Из отдельных слов выложите предложения. Это высказывания мудрецов.
“Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто” (Сократ)
А мы тем временем, прибыли в страну Неболейкино.
Остановка 1. “Сердечная”.
Выходит педагог показывает рисунок сердца и читает стихи о работе сердца
Да, коллеги, аэробные упражнения, такие как ходьба, бег направлены на улучшение деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем.
Эстафета “Передай по смене”
Стоящему первым, дается две куклы. Необходимо обежать ориентир и передать куклы следующему игроку. Побеждает команда первой выполнившая задание, не потеряв при этом кукол.
Теперь наше сердечко стало более тренированным и лучше перегоняет кровь по сосудам. А значит мы с вами стали капельку здоровее. И мы отправляемся дальше. Проходите в автобус, места там мало, придется потесниться.
Игра “Коленочки”
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще двигаться по кругу в такт музыки.
Мы ехали, ехали, на улицу “Желудочно-кишечного тракта” приехали. Выходите из автобуса. Остановка 2.
Педагог читает стихи о роли желудка в жизнедеятельности организма человека
Доктор — А я покажу вам упражнения, которые эффективно улучшают работу желудочно-кишечного тракта. Если органы вашего желудочно-кишечного тракта ленивы и вяло работают, неудивительно, что вы будете жаловаться на раздражительность, бессонницу, плохое самочувствие и выступающий живот. Всех неприятностей можно избежать, выполняя зарядку для живота.
Упражнение “Велосипед”
И.П. – лежа на спине. Крутим педали велосипеда.
Упражнение “Ножницы”
И.П. – лежа на спине. Перекрестные движения ногами, поднятыми вверх. Упражнения выполняются из облегченных поз, избегая неприятных ощущений.
Упражнение Ходьба на корточках.
Здесь осуществляется “внешний” массаж кишечника. Упражнение словно заводит твой кишечник на весь предстоящий день, способствует расщеплению жировых отложений и выведению вредных продуктов обмена.
Упражнение “Кобра”.
И.П. – лежа на животе, лобковая кость прижата к полу. Нужно прогнуться так, чтобы область желудочно-кишечного тракта как бы растянулась. Теперь, глядя через плечо, попытайтесь увидеть обе свои пятки.
Упражнения избавят вас от проблем с пищеварением, запорами и при систематическом применении от геморроя.
А мы отправляемся дальше и садимся в поезд.
Стоя в колонне друг за другом, двигаясь “змейкой” по залу под музыкальное сопровождение с произношением: “чух-чух-чух”
Внимание! Остановка 3. “Площадь королевы Печени”
Печень читает стихи о своей роли в организме человека
Доктор – Упражнения, которым вы научитесь, способствуют излечению некоторых заболеваний печени и селезенки.
Упражнения стретчинга. Мы с детьми называем их: “рыбка”, “лодочка”, “колечко”, “морская звезда”.
Я предлагаю вам следующее упражнение:
И.П. – стоя на четвереньках.
Поднять голову вверх, — (вдох);
Не отрывая рук от пола, сесть на пятки, — (выдох)
И.П. – лежа на спине:
1-приподнять голову и плечи, посмотреть на носки, — (выдох);
2-И.П. – (вдох).
Упражнения помогут снять застойные явления в печени и желчном пузыре, улучшить желчеотделение. А мы продолжим нашу экскурсию по стране Неболейкино.
Игра “Автомобили”
Садитесь в автомобили, завели моторы и поехали осматривать окрестности. Впереди кочки (прыжки на двух ногах с продвижением вперед); выехали на трассу, прибавили скорость и вперед. Автомобилисты будьте осторожны на дороге и внимательны. Внимание! Подъезжаем к городу “Почки, почечки”. Машины, в гаражи!
Остановка 4. Город “Почки, почечки”
Доктор – Здесь мы познакомимся с упражнениями для улучшения обменных и выделительных процессов в почках.
1 упражнение.
И.П. – О.С., руки по швам.
1-поворот вправо, руки в стороны;
2-И.П.
3-4-то же в другую сторону.
2 упражнение
И.П. – О.С., руки по швам.
111-наклон вперед пружинистый, руки согнуты перед грудью и пальцы сцеплены в замок;
2-И.П.
3 упражнение.
И.П. – стоя, руки вверху над головой.
1-наклон вперед, достать руками пальцы ног;
2-наклон назад, прогнуться.
4 упражнение. “Бревнышко”.
Перекаты со спины на живот и обратно.
Эти физические нагрузки активизируют мочеобразование и почечный кровоток.
Рассаживайтесь в автомобили и поедем дальше.
Игра “автомобили”
Внимание! Подъезжаем к станции. Машины на стоянку.
Остановка 5. Станция “Бронхолегочная”
Правильное дыхание – основа сохранения здоровья и долголетия. Предлагаю вам следующие упражнения:
1 упражнение.
И.П. – стоя, гимнастическая палка за спиной (в области лопаток):
1-наклон вперед, руки вверх, — (выдох); 2-И.П., — (вдох).
2 упражнение.
И.П. – стоя, палка внизу в руках:
1-присед, палка в вытянутых руках перед грудью, — (выдох);
2-И.П., — (вдох).
Глубокое дыхание уже включено в систему оздоровления организма для очищения легких. Предлагаю вам такое упражнение.
3 упражнение.
Глубоко вдохните;
Медленно, плавно выдохните, освободите полностью легкие от воздуха;
Прекратите дышать на 5-10 секунд;
Сделайте плавный, медленный вдох.
Ну, а мы проходим на посадку в самолет и отправляемся дальше.
Игра “Самолеты”
Накачиваем горючее в баки самолета: полу приседы с движениями полусогнутых рук в локтях и звуком “ш-ш-ш”;
Заводим моторы: ноги на ширине плеч, наклоны вперед с движениями рук перед грудью и звуком “р-р-р-р”;
Полетели: бег врассыпную по залу, руки в стороны.
Внимание! Станция “Конечная”. Предлагаю вам игру “Свеча”.
Психорефлекторная игра “Свеча”
Возьмите по свече. Давайте станем полукругом. Посмотрите на пламя свечи и вспомните все доброе и хорошее, что мы с вами сегодня делали. Все плохое и ненужное оставьте позади.
Почувствуйте, как добро, здоровье проникает в вас, доставляет вам удовлетворение и радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно, как хорошо и радостно становится вашей душе… Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из зала. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и погасите свечи.
Нам пора отправляться домой. Садимся на воздушный шар.
Полет на воздушном шаре
Пока мы летим, я прошу помочь мне украсить полянку.
Рефлексия “Укрась полянку цветами”
Посмотрите, какая прекрасная полянка. Но на ней не хватает цветов. Давайте украсим полянку красивыми цветами.
Перед вами находятся: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
А в ваших цветочках напишите свои мысли о сегодняшнем мастер-классе, пожелания, отзывы. Что вам понравилось, а что не понравилось, о чем вы хотели бы еще узнать на следующих занятиях.