Семинар – практикум «Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ — педагогики»
Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и творческим мышлением. Жизнь и работа в современном информационном обществе предполагает наличие умения творчески усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию. Постоянная работа по развитию творческого потенциала педагогов не только поможет нам ориентироваться в огромном объеме современных инновационных технологий, методик, программ, но будет способствовать повышению профессионализма.
Некоторые педагоги себя ограничивают, полагая, что творческий потенциал взрослого человека нельзя расширить. Действительно, долго считалось, что творческому мышлению научить невозможно.
Обычно по-настоящему творческое мышление свойственно именно взрослым людям, и способность к нему не является врожденной, а приобретается в процессе развития с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства, великие открытия делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. И эти знания, и навыки они не приобрели от родителей, а получили в течение своей жизни.
Если мы задумаемся, чем наша жизнь отличается от жизни, скажем 10 лет назад, то осознаем, что проблем появляется у нас все больше, а времени на их решение становится все меньше.
Как мы решаем возникающие проблемы? Александр Камин (специалист по ТРИЗ) считает, что не только люди, но и все живые существа, столкнувшись с проблемой, выбирают один из трех подходов.
1)Лобовая атака – человек решительно атакует проблему, вступает в бой с противником, перепрыгивает через препятствие. Такая стратегия не всегда успешна.
2)Уход — в этом случае человек отказывается решать проблему. Столкнувшись с проблемой, использует «страусову политику»: прячет голову в песок, то есть ведет себя так, будто проблемы не существует. Старается не видеть проблему, не хочет о ней слышать.
И лобовая атака, и уход временами себя оправдывают. Однако даже в мире животных существуют противники, на которых бессмысленно нападать, а убежать от них невозможно.
Третий подход — сильное решение. Приведу пример из мира животных. Натуралистам приходилось наблюдать такую картину:
лиса подходит к реке, вырывает из хвоста клочок шерсти и заходит в реку хвостом вперед. Когда из воды высовывается только кончик лисьего носа и клочок шерсти, лиса отпускает клочок в свободное плавание и выходит из воды. Зачем она все это проделывает? Лиса, таким образом, избавляется от блох.
Блоха для лисы и есть тот враг, на которого бессмысленно нападать и от которого нельзя убежать. Кажется, что проблема с блохами неразрешима, — и все-таки лиса находит сильное решение, не уходя от проблемы и не применяя грубой силы. Встречается ли подобная стратегия в мире людей?
Кардинал Мазарини долгие годы правил французами, несмотря на то, что многие его ненавидели и мало кто любил. В начале его правления в аристократической среде ходили сочиненные на него пасквили. Как быть? Сажать в тюрьму (лобовая атака)? Игнорировать (уход)? Мазарини приказал отыскивать все подобные «сочинения», делая вид, что сердится. А потом тайно поручал продавать их. Таким образом, он доказал, что критика для делового человека выгоднее, чем замалчивание. Кроме того, он приобрел на этом значительный капитал – 10 тысяч талеров.
Конечно, нам хочется научиться мыслить творчески, освоить искусство решения проблем.
Французский поэт Рембо писал стихи при свече, украденной в церкви.
Знаменитый баснописец Лафонтен сочинял свои басни при сильном дожде.
Мейербер, любил сочинять музыку, устроившись на чердаке.
Один чудак, сопоставив эти факты – решил сочинить что-нибудь «нетленное». Для этого он, украв свечу, в сильный дождь забрался на чердак… просидев там сутки, наш чудак сильно разочаровался в возможности использования приемов творчества. И зря. Есть множество способов обучения творческому мышлению. М ы поговорим об одном из них.
ТРИЗ–образование является одной из моделей перспективного образования. ТРИЗ сегодня — это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ:
— ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, это классическая ТРИЗ — направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.
— РТВ — развитие творческого воображения — направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
— ТРТЛ — теория развития творческой личности — направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
В сети интернет можно найти разнообразные советы, принципы, которыми пользовались великие мыслители древнего мира, известные изобретатели для развития своего творческого потенциала.
Однако авторы самых известных технологий, хотя и предлагают свои собственные пути развития творческого мышления, единодушны в том, что необходимо:
Секрет № 1. Рассматривайте проблему с разных сторон и находите новые ракурсы, с которых ее еще не рассматривал никто.
– «Никогда не останавливайтесь на первой хорошей идее».
В 1862 году Филипп Рейс продемонстрировал устройство, которое способно было передавать музыку по проводам. Это было величайшее открытие… Если бы он на этом не остановился, то не пришлось бы ждать 10 лет, когда Грехем Белл изобретет телефон.
Как же не вспомнить системный анализ, создателя технологии ТРИЗ Г.С. Альтшуллера? Системный оператор в ТРИЗ это средство для построения более полной, более точной, более достоверной модели любого объекта в нашем мире. Суть системного подхода в том, чтобы видеть Систему и ее окружение (надсистему) и ее части (подсистему) в динамике изменений.
Не могу не рассказать вам Даосскую притчу «Лабиринт». Однажды Учитель привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыши у лабиринта не было, и его переходы освещались лунным светом.
Учитель подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему идти и искать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.
Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Учитель.
— Иди за мной, — сказал он.
Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта. Учитель стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:
— Посмотри вниз!
С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони. – Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил Учитель.
— Это не сложно, — сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.
— Найди его и хорошенько запомни, — велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.
— Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства жизни, — встретив ученика у выхода, сказал учитель. –
Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.
Парадоксально, но оказывается, чтобы приблизиться к проблеме – надо уйти дальше!
Секрет №2. Устанавливайте взаимосвязь, связывайте разнородные объекты (находите связь, там, где ее изначально нет).
Это работа с ассоциациями. Термин «ассоциация” был предложен Дж. Локком. Ассоциативное мышление лежит в основе гибкости, креативности мышления и компетентности личности. Понятие «ассоциация” объединяет все психические познавательные процессы (память, мышление, воображение) в единый комплекс.
(игра «Теремок»
Секрет № 3. Применять полученные навыки в жизни.
Из всего вышесказанного вытекают задачи ТРИЗ-технологии: формирование таких качеств личности как системность — способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей. И диалектичность – способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их.
Технология ТРИЗ – это инструмент, с помощью которого дети научатся самостоятельно добывать знания (ножницы – это инструмент, научившись ими пользоваться, дети используют их…