Close

Психологический тренинг для молодых специалистов ДОУ

Общие цели и задачи занятий:
установление доверительных отношений;
создание чувства уверенности и позитивного настроя;
снижение эмоциональной напряженности и раскрытие творческого потенциала педагогов;
развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях;
создание представления о психотренинге как о возможности внутренней гармонизации личности.
Встреча 1. «Первая встреча»
Цель: установление доверительных отношений; создание чувства уверенности и позитивного настроя; снижение эмоциональной напряженности и раскрытие творческого потенциала педагогов.
Материалы: мяч, клубок цветной шерсти, музыка, цветные карандаши.
1. Приветствие
«Добрый день! Я рада, что вы все приняли мое приглашение и пришли на нашу первую встречу, тренинг, занятие: можно называть как вам удобнее.
Могу сказать, что большинство из вас совершенно верно отметили, что тренинг — область практической психологии, в которой используются активные методы групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (способности адекватного и полного познания себя, других людей и межличностных отношений).
У меня к вам вопрос-просьба — пожалуйста, выскажите вслух, что вы ждете от наших занятий, от наших встреч: (пустить мяч по кругу, фраза «Я жду от наших занятий …», вариант «Я бы хотела на наших занятиях …» или свободная форма. Каждого поблагодарить за высказывание: «Спасибо!»).
Когда все выскажутся, ведущий подводит итог и формулирует общую цель и задачи занятия (что и для чего мы будем делать).
«Я бы хотела поближе с вами познакомиться, может быть, помочь обрести состояние душевного комфорта, внутренней гармонии, открыть новые грани собственной личности. Те игры и упражнения, которые мы будем с вами делать, вы можете использовать в своей работе с детьми и родителями.»
2. Правила работы группы
«Каждая тренинговая группа на время своего существования — а мне бы хотелось, чтобы мы в этом составе встречались регулярно — каждая группа принимает свои определенные законы, правила работы в группе. Я вам сейчас предложу некоторые, часто встречающиеся правила, а вы решите, какие из них будут действовать в нашей группе».
1. Правило круга — совместное восприятие, общий эмоциональный опыт создают психологическое пространство безопасности, доверия, уверенности и эмоционального комфорта.
2. Правило конфиденциальности — все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это наша тайна.
3. Правило «здесь и теперь» — говорите о том, что волнует сейчас, обсуждать то, что происходит здесь.
4. Правило «Стоп!» — нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп!».
5. Правило доверительного стиля — искренность и доброжелательность в общении.
Обращение на «Ты» и по имени — это поможет психологически уравновесить всех членов группы и ведущего.
Для обращения к себе можно взять реально существующее имя, а можно выдумать другое имя или прозвище.
Пожалуйста, выскажите по кругу свое мнение:
— какие правила для нас будут законом?
— как мы будем друг к другу обращаться? «Спасибо!» (Подвести итог).
То, что мы с вами сейчас делаем — это обязательный ритуал начала любого цикла тренинговых занятий: сформулировать цели и задачи, выработать правила группы, решить вопросы обращения друг к другу.
А теперь давайте поиграем.
3. Игра «Паутина» (на сплочение группы)
«Сейчас у каждого есть возможность представиться и что-нибудь рассказать о себе, о своей любимой вещи, о том, что лучше всего получается, чем любит заниматься в свободное время и т. д. Два-три предложения».
Ведущий начинает и зажав конец нити, кидает клубок сидящему напротив. «Если кто-то ничего не хочет говорить возьмите нить и перебросьте клубок следующему.»
— Что у нас получилось? Символом чего может она быть? (тесная связь, сплоченность, связующая ниточка).
— А теперь распускаем паутину: возвращаем клубок и пересказав рассказ о себе того человека, кому возвращаем клубок.
Обсуждение: все ли высказались? как вы себя сейчас чувствуйте? чувствуйте иначе, не так как в начале? что было трудно? чьи рассказы заинтересовали, вызвали любопытство.
«Спасибо!»
4. Упражнение «Возвращение в детство»
— А сейчас немного отдохнем. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Слушайте музыку. Мысленно вспомните свои детские годы. Постарайтесь вспомнить свое самое замечательное, радостное событие из детства. (3-5 минут, звучит музыка)… Не открывая глаза, скажите по три предложения, начинающиеся словами «Я люблю себя за …». Я тихонько прикоснусь к вам, а вы говорите. «Спасибо!» Можно открыть глаза. Обсуждение: что вы чувствовали? что было трудно? что вы сейчас чувствуйте?
5. Игра «Пересадка»
Немножко подвигаемся. Молча, без слов пересядьте: 1) по цвету глаз; 2) по росту; 3) по цвету волос; 4) по месяцам рождения кто когда родился. «Спасибо!»
А теперь для следующей игры выберите себе партнера взглядом, молча, только глазами договоритесь.
6. Упражнение «Да и нет» (установление контакта)
Разбились на пары. «Выберите себе место в комнате и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто «нет». Один начинает игру и говорит «да». Второй отвечает «нет». Каждый должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала. Но можно менять громкость голоса, интонацию. С помощью этих двух слов можно провести небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Пожалуйста, начинайте!».
— Поменять слово.
— Повторить с другим партнером.
Заканчивайте и садитесь в круг.
Обсуждение: как вы себя чувствуете? как вам удобнее спорить? Говорить «Да» или «Нет». вы говорили громко или нет?
7. «Воображаемое путешествие»
«Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте музыку. Пусть ваше воображение беспрепятственно путешествует. Если появится какая-то картина, постарайтесь ее запомнить, чтобы описать». (5 минут звучит музыка).
«Я прикоснусь к вам, а вы расскажите, что вы видите, опишите, где путешествует ваше воображение». «Спасибо!». Обсуждение: как вы себя чувствуете? что чувствовали во время упражнения? что было трудно? «Спасибо!».
Вот и подошла к концу наша встреча. Пожалуйста, выскажите свое мнение о занятии в такой форме. Закончите два предложения. (Передать мяч)
1. «На тренинге мне понравилось … и не понравилось …»
2. «Сегодня на встрече я чувствовал себя …» «Спасибо!»
Пожалуйста, закрасьте квадратик любым понравившимся вам цветом. До свидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *