Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи
Цель: Способствовать приобретению опыта коллективной работы; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
Итак, представляем вам две команды воспитателей. Названия команды, участников и капитана представят сами участники.
Представление команд.
Ведущая:
Итак, мы начинаем, первая часть игры — теоретическая: я задаю вопросы, вы отвечаете, жюри оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.
Вопросы:
- Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста
- Словарная работа (понимать и называть слова).
- Звуковая культура речи.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
- Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.
- Каковы задачи словарной работы?
- Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
- Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?
- Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
- Что такое диалог?
- Диалог — это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой — либо ситуацией.
- Что такое монолог?
- Монолог — это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
- Рассказ — описание — это…
- Рассказ — описание — это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.
- Рассказ — повествование — это..
- Рассказ — повествование — это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.
- Каждая команда читает небольшие рассказы выразительно, с интонацией.
- Рассказы «Поэты», «Телезритель Тимка».
Ведущий:
Команды отдыхают, жюри подводит итоги .
Музыкальная пауза для всех.
Ведущая:
Вторая часть нашей деловой игры называется «Аукцион знаний». Каждой команде было предложено изготовить пособия, которое можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, и составить рекламный клип для данного пособия.
1.Пожалуйста, демонстратор каждой команды представляет изготовленное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
(команды показывают свои пособия).
2.А теперь команды показывают рекламные ролики своих пособий
(команды показывают рекламные ролики).
3.Жюри назначает «цену» в баллах.
Ведущий:
Вы, купцы дорогие,
Люды торговые,
На нашей ярмарке должны
Себя показать, товар свой показать,
Товар купить, ничего не забыть.
Все рассказать — не утаить,
Ну, выходите вперед,
Себя показать, товар описать.
Итак, на аукцион выставляются ценные пособия по развитию речи. Правила для «покупающих», вы в течение 2 — 3 минут должны исполнить частушку, песни с элементами УНТ, потекши, поговорки.
(Жюри оценивает каждый номер в баллах, если «покупающие» команды набирают одинаковое количество очков, то на ринг выходят капитаны команд)
1 команда:
«Я продаю — вы покупаете,
Что купили — применяйте!»
2 команда:
«Покупайте — не стесняйтесь,
А купив — не удивляйтесь!»
Ведущий:
Жюри подводит итоги нашего аукциона, а у нас музыкальная пауза.
Ведущий:
Переходим к третьей части игры, которая называется «Творческие задания по работе с пословицами».
Карточка 1.
- Нарисуйте любую пословицу.
- Найдите лишнюю пословицу:
- «Хвастать — не косить, спина не болит».
- «Не спеши языком — торопи делом».
- «Язык до Киева доведет».
- «От слова до дела — сто перегонов».
- Вспомните пословицы противоположные по смыслу пословице
- «Пришла беда — отворяй ворота».
Карточка 2.
- Изобразите любую пословицу.
- Найдите пары:
- «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
- «Руби дерево по себе».
- «Знания никому не в тягость».
- «Без корня и полынь не растет».
- «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха».
- «По Сеньке и шапка».
- Вспомните пословицу противоположную данной по смыслу:
- «Коротка ночь до зари, коли много работы».
Ведущая:
Пока жюри оценивает практическую часть нашей деловой игры, объявляется музыкальная пауза.
Ведущая:
Четвертая, заключительная часть игры называется «Домашнее задание». Так как большое значение в воспитании детей имеет художественная литература, одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Каждой команде было предложено заранее подготовить мини-сценку из любой сказки или рассказа. Цель задания — чтобы играющие вели свою речь на правильном литературном родном языке, на что и должны обращать внимание члены жюри.
После сценки объявляется музыкальная пауза.
Приложение 1″Поэты»
Мышонок Миша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Миша и говорит:
— Давай стихи придумывать. Вот слушай, что я сочинил:
«Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …»
— Малины! — заорал Миша.
— Да причем здесь малина! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
— Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
— Ну, хотя бы про этот мухомор.
— «Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!»
— Что ты, что ты! — испугался мышонок Мыша, — мухоморы есть нельзя, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:
«В лесу нет доктора важней
Чем бойкий, рыжий…»
— Айболит! — догадался медвежонок Миша.
— Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей — лес.
— Откуда ты так много знаешь?
— Кто много читает, тот много знает! — важно ответил мышонок Миша.
«Телезритель Тимка»
Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.
— Тика! — кричат ему утром тигрята. — Пойдем играть!
— отстаньте, — бурчит Тимка, — тут такое показывают!
А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву.
Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно — тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетенька приглашал всех желающих работать в трамвайно — троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.
Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает.
Вечером, когда стали показывать про телят, в телевизоре вдруг что-то как затрещит, да как взорвется! И стало темным — темно.
Тимка слетел с тахты и к телефону:
— Алле, алле! Командная пожарна!? Взорвался телевизор! Что делать?
— Выкинуть, — мрачно сказал вошедший