«Трудовое воспитание дошкольников»
Цели и задачи:
- Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.
- Выявление инициативы и творческого подхода у педагогов к созданию условий для трудового воспитания дошкольников.
- Развитие профессиональных качеств воспитателей по образовательной области «Труд»
- Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй.
Форма организации: Из всех присутствующих воспитателей формируются две команды (5-6 человек). Команды формируются по принципу: «Собери слово». Полученное слово и будет являться названием команды (золушка, рукодельница).
Жюри отмечает компетентность, креативность, правильность, полноту ответа, оригинальность, творчество педагогов.
Итоги подведём в конце.
Ведущий: Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня.
Каким будет будущее зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение трудится, которое, как и все другие, направлено на совершенствование социально- нравственных качеств. Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой», « Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство»- Л.Н. Толстой. Перед нами, педагогами, сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как научить детей трудится, ибо, как подметил народ: «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают».
Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.
Об этом мы сегодня и имеем возможность поговорить на нашей игре , тема которой: «Трудовое воспитание дошкольников».
Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых, самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись советом мудрого народа «Ум хорошо, а два лучше», все вопросы мы выносим на обсуждение. Подводить итоги еще рано, но первые вопросы направлены на анализ наших общих усилий, действий.
Первый гейм «Поехали »
Каждая команда отвечает на заданный вопрос, по очереди.
Ведущий: Жюри отмечает количество правильных ответов данных командами, объявляет результаты
Вопросы для первой команды
Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.
- Назовите формы организации труда?
- Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?
- Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами?
- Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива?
- В какой группе вводятся дежурства по уголку природе?
- Какова продолжительность дежурств в младших группах?
- Какую часть работы, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам?
- Действия дежурных по уголку природы?
Вопросы для второй команды
- Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка?
- С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, (с первой младшей группы).
- Как называется труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду?
- В какой группе вводятся дежурства по столовой?
- В какой группе водятся дежурства по занятиям?
- Какова продолжительность дежурств в старших группах?
- Действия дежурных по столовой: полная сервировка стола, уборка после еды.
- Действия дежурных по занятиям в средней группе?
- Способы объединения детей в труде?
- Чем трудовые поручения отличаются от обязанностей?
- В чём заключается оценка педагогом по окончании работы дежурного?
- Сколько длится непрерывная трудовая деятельность детей в средней группе?
- Действия дежурных по занятиям в средней группе: Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место.
Оценка жюри
Второй гейм « Из опыта по адресу»
Ведущий:
Вопрос к командам: Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурства)
Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности — к учению — является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.
Третий гейм «Гонка за лидером»
Задание: Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания (объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода), взаимопомощь, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья), поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми).
В форме переклички команды называют по одному приёму, выигрывает последний назвавший.
Четвертый гейм «Заморочки из бочки»
Ведущий: Команды по очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.
- Если родитель возмущён фактом привлечения его ребёнка к сборке листьев?
- Если ребёнок отказывается выполнять обязанности дежурного?
- Если ребёнок отказывается самостоятельно одеваться на прогулку?
- Если ребёнок отказывается убирать игрушки или делает это небрежно?
- Если возник конфликт во время коллективного труда?
- Если дети не всегда выполняют точно трудовые действия в соответствии с ранее установленными правилами?
Комментарии жюри
Пятый гейм «Кто знает, пусть дальше играет»
Вы немножечко устали?
Очень долго размышляли?
Разомнитесь же скорей,
Поиграйте — не робей!
Ведущий: Я предлагаю Вам принять участие в игре «Поймай мяч и продолжи пословицу».
Педагоги встают в круг. Ведущий бросает мяч – говорит начало пословицы, а педагог продолжает.
Больше дела – меньше слов.
Глазам страшно, а руки делают.
Хочешь жить — умей вертеться!
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Не диво дело начать — диво кончить.
Труд человека кормит, а лень портит.
Не трудно сделать, да трудно задумать.
Лето собирает, а зима поедает.
Что посеешь, то и пожнешь.
Игра игрою, а дело делом.
Делали наспех и сделали на смех.
Тише едешь — дальше будешь.
Меньше слов, да больше дела.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Век живи — век учись.
Делали наспех и сделали на смех.
Меньше слов, да больше дела.
Ведущий: Одним из методических приёмов мотивирования детей на трудовую деятельность является художественное слово. Следующее конкурсное задание предполагает проявления творческих способностей воспитателей, он так и называется «Творческий»
Шестой гейм «Творческий»
Придумайте четверостишие на следующие виды труда
Слайд №5 (умывание, одевание, труд на участке, уборка игрушек.
Заключительный этап
Подведение итогов.
Заключительный этап – слово эстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв игрушку вы должны продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я…».
Вот и закончилась наша педагогическая игра. Спасибо, что все приняли в ней активное участие. Главное, что Вы заинтересовались секретами детской педагогики и детской психологии и сможете помочь Вашим детям.