Контроль в ДОУ как функция управления
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.
Параметры контроля | Внешний контроль | Внутренний контроль |
Цель контроля | Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития | Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи |
Содержание контроля | Маркетинговое исследование микрорайона:
— расположение социально-культурных объектов; — социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста; — потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; — социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ |
Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ:
— организационно-педагогической; — образовательной; — социально-психологической; — медико-социальной; — финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ |
Требования к контролю | — руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
— контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу; — в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; — контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно; — необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами; — после контроля должно происходить гласное подведение итогов; — контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива |
|
Алгоритм контроля | Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников и других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций | |
Содержание контроля заведующего ДОУ | — работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
— выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; — проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; — качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ; — выполнение решений педагогического совета; — сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; — ведение документации педагогами и администрацией; — организация и осуществление работы с родителями; — финансово-хозяйственная деятельность ДОУ; — выборочный контроль за работой педагогов |
|
Содержание контроля старшего воспитателя | — состояние образовательного процесса в разных возрастных группах;
— выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий; — календарно- тематическое планирование и документация педагогов; — наличие и хранение детских работ; — повышение квалификации и аттестация педагогов |
Виды внутреннего контроля в ДОУ.
№
п/п |
Вид контроля | Разновидность контроля | Цель и содержание контроля | Примечание | |
1. | Тематический контроль | Тематическая проверка | — привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно;
— изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей; — выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ. |
Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. | |
Итоговый контроль | За квартал | — оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи. | Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает:
— освоение детьми ООП ДОУ; — условия, созданные для педагогической деятельности; — уровень педагогического мастерства педагогов. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. |
||
За полугодие | — оценка результатов работы за полугодие на педсовете. | ||||
За учебный год | — выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года. | ||||
Персональный контроль | — изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства;
— выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме. |
Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете. | |||
№
п/п |
Вид контроля | Разновидность контроля | Цель и содержание контроля | Примечание | |
2. | Фронтальный контроль | Предварительный контроль | — получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления. | При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, планерках, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующей, на заседания местного комитета | |
Текущий контроль | — выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя
— установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка: физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического. В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. |
||||
Итоговый контроль | — комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования,
— выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).
|
||||
3. | Оперативный контроль | Предупредительный контроль | — профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ.
Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта). Содержание контроля: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение уровня владения образовательными технологиями и методиками; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день). Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации. |
Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.
О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
№
п/п |
Вид контроля | Разновидность контроля | Цель и содержание контроля | Примечание |
3. | Оперативный контроль | Экспресс-диагностика | — быстрый информативный сбор требуемых данных.
Содержание контроля: социологическое исследование (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровня развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. С целью определения срезовых результатов освоения детьми ООП детей за определенный промежуток времени по разным видам деятельности с детьми организуются итоговые виды НОД. |
Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.
О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее. |
Выборочный (эпизодический) контроль | — выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований;
— установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ООП. Содержание контроля: состояние работы по разделам ООП ДОУ, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела Программы в реализации поставленной годовой задачи. Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению НОД, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе). Основные формы контроля: просмотр НОД или других видов образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы. |
|||
4. | Сравнительный
контроль |
Контроль работы воспитателей двух параллельных групп | — сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп. | Контроль осуществляется администрацией ДОУ. |
Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы | — выявление разницы в работе воспитателей одной группы. | |||
Взаимоконтроль (взаимопосещение) | — развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого;
— распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса. |
Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. Педагогами ведутся тетради взаимоконтроля (взаимопосещений). | ||
5. | Самоконтроль | — предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов. | Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов. |
Тематический контроль.
Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.
Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:
- с улучшением учебно-воспитательного процесса,
- ростом профессионального мастерства педагогов,
- созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
- укреплением связей с родителями и т.п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Формы плана могут быть самые разные.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.
- Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
- Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.
- Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.
- Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
- Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Задача старшего воспитателя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.
Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки.
Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию и лицензированию.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля.
- I. Первая часть – вводная. В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:
— предмет изучения;
— сроки изучения;
— тема контроля;
— цель и объект контроля;
— методы контроля;
— кто проверяет.
Пример.
«Согласно годовому плану работы МДОУ «Детский сад № 4» на 2011 – 2012 учебный год в период с 24 по 28 февраля 2011 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в средней группе № 1 и старшей группе № 1»
Цели контроля:
- выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
- наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.
Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в средней группе № 1 и средней группе № 2.
Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.
Проверяющий:
- II. Вторая часть – аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».
Здесь рассматриваются:
— общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;
— достоинства и недостатки его решения;
— факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;
— установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Пример. «В обследовании приняли участие 20 детей средней группы № 1, 20 детей средней группы № 2. В ходе тематической проверки были выявлены следующие количественные показатели (Таблица 1): (ниже приводится таблица)…(это количественный анализ результатов проверки).
Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:
— у 80% детей средней группы № 1 и у 82% детей старшей группы № 1 сформированы навыки культуры поведения в быту;
— в средней группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…
— в старшей группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 45% детей, на среднем уровне – у 37% детей, на низком уровне – у 18% детей, что свидетельствует об … (это качественный анализ результатов проверки).
III. Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:
— обобщить результаты анализа, сделать выводы;
— определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;
— указать сроки и формы подведения итогов;
— поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;
— проставить дату составления справки
Выводы:
Рекомендации:
Оперативный (текущий) контроль.
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:
Вопросы контроля | Возрастные группы, недели месяца | |||||||||||||||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | |||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | |
Примерные вопросы для оперативного контроля.
- Вопросы, требующие постоянного контроля.
— выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;
— осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;
— результаты медицинского осмотра детей;
— проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;
— организация питания;
— посещаемость;
— выполнение режима дня;
— выполнение санэпидрежима;
— вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;
— повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;
— работа с молодыми воспитателями, наставничество;
— соблюдение здорового психологического климата в коллективе;
— работа с неблагополучными семьями;
— соблюдение правил внутреннего распорядка;
— техника безопасности;
— сохранность имущества;
— укрепление материальной базы;
— финансово-хозяйственная деятельность.
- Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
— анализ заболеваемости;
— выполнение натуральных норм питания;
— выполнение плана по детодням;
— проведение физкультурных досугов и развлечений;
— состояние документации в группах;
— анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;
— выполнение решений педсовета;
— документация и отчетность подотчетных лиц;
— снятие остатков продуктов питания;
— проведение дней методической учебы педагогических кадров;
— уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;
— подведение итогов смотров и конкурсов.
- Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
— участие педагогов в работе методических объединений;
— анализ детской заболеваемости;
— проведение дней здоровья;
— уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;
— выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);
— выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
Циклограмма оперативного контроля работы МДОУ «Детский сад № …»
на ___2011-2012___________ учебный год
Вопросы контроля | Месяцы | |||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI-VIII | |
Санитарное состояние | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Охрана жизни и здоровья | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Анализ травматизма | + | + | + | + | ||||||
Анализ заболеваемости | + | + | + | + | ||||||
Выполнение режима прогулки | + | + | + | + | + | |||||
Культурно-гигиенические навыки при питании | + | + | + | |||||||
Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании | + | + | + | |||||||
Культурно-гигиенические навыки при умывании | + | + | + | |||||||
Режим проветривания | + | + | + | + | + | |||||
Проведение закаливающих процедур | + | + | + | |||||||
Проведение фильтра | + | + | + | |||||||
Проведение развлечений | + | + | + | |||||||
Подготовка воспитателей к занятиям | + | + | + | |||||||
Содержание книжных уголков | + | + | + | |||||||
Содержание уголков изодеятельности | + | + | ||||||||
Содержание природных уголков | + | + | + | |||||||
Содержание уголков ручного труда | + | + | ||||||||
Содержание физкультурных уголков | + | + | ||||||||
Содержание музыкальных уголков | + | + | ||||||||
Оборудование для сюжетно-ролевых игр | + | + | + | |||||||
Оборудование для театрализованной деятельности | + | + | ||||||||
Наличие дидактических игр по задачам программы | + | + | ||||||||
План воспитательно-образовательной работы с детьми | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Наглядная педагогическая пропаганда | + | + | + | + | ||||||
Проведение родительских собраний | + | + | + |
План и результаты оперативного контроля
на январь 2011 — 2012 учебного года
1 2 3 4 5 6 группы
Охрана жизни и здоровья | Попова Е.Г.
Таганова О.Н |
||||||
Культурно-гигиенические навыки при приеме пищи | Таганова О.Н. | ||||||
Культурно-гигиенические навыки при одевании | Таганова О.Н,
Малашина Ж.И. |
||||||
Подготовка воспитателей к занятиям | Таганова О.Н/ | ||||||
Оборудование центров экспериментирования | Таганова О.Н, | ||||||
Наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми работы на день | Таганова О.Н, |
Оценка:
О – отлично
Х – хорошо
У – удовлетворительно
П – плохо
Выводы: __________________________________________________________________________