Close

Контроль в ДОУ как функция управления

Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится на внешний и внутрисадовский  (внутренний) контроль.

Параметры контроля Внешний контроль Внутренний контроль
Цель контроля Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи
Содержание контроля Маркетинговое исследование микрорайона:

— расположение социально-культурных объектов;

— социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста;

— потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг;

— социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ

Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ:

— организационно-педагогической;

— образовательной;

— социально-психологической;

— медико-социальной;

— финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ

Требования к контролю — руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

— контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу;

— в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

— контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

— необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами;

— после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

— контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива

Алгоритм контроля Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников и других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций
Содержание контроля заведующего ДОУ — работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);

— выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;

— проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

— качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ;

— выполнение решений педагогического совета;

— сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

— ведение документации педагогами и администрацией;

— организация и осуществление работы с родителями;

— финансово-хозяйственная деятельность ДОУ;

— выборочный контроль за работой педагогов

Содержание контроля старшего воспитателя — состояние образовательного процесса в разных возрастных группах;

— выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий;

— календарно- тематическое планирование и документация педагогов;

— наличие и хранение детских работ;

— повышение квалификации и аттестация педагогов


Виды внутреннего контроля в ДОУ.

 

п/п

Вид контроля Разновидность контроля Цель и содержание контроля Примечание
1. Тематический контроль Тематическая проверка  — привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно;

— изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей;

— выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ.

Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели  проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.
Итоговый контроль За квартал — оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает:

— освоение детьми ООП ДОУ;

— условия, созданные для педагогиче­ской деятельности;

— уровень педагогического мастер­ства педагогов.

По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

За полугодие — оценка результатов работы за полугодие на педсовете.
За учебный год — выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года.
Персональный контроль — изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства;

— выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме.

Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

п/п

Вид контроля Разновидность контроля Цель и содержание контроля Примечание
2. Фронтальный контроль Предварительный контроль — получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления. При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотруд­ников, оснащение педагогического про­цесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогиче­ской квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, планерках, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующей, на заседания местного комитета
Текущий контроль — выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя

— установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка: физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического.

В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.

Итоговый контроль — комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования,

— выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

 

3. Оперативный контроль Предупредительный контроль — профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ.

Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта).

Содержание контроля: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение уровня владения образовательными технологиями и методиками; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день).

Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.

О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.


п/п

Вид контроля Разновидность контроля Цель и содержание контроля Примечание
3. Оперативный контроль Экспресс-диагностика — быстрый информативный сбор требуемых данных.

Содержание контроля: социологическое исследование (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровня развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

С целью определения срезовых результатов освоения детьми ООП детей за определенный промежуток времени по разным видам деятельности с детьми организуются итоговые виды НОД.

Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.

О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.

Выборочный (эпизодический) контроль — выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований;

— установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ООП.

Содержание контроля: состояние работы по разделам ООП ДОУ, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела Программы в реализации поставленной годовой задачи.

Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению НОД, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе).

Основные формы контроля: просмотр НОД или других видов образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы.

4. Сравнительный

кон­троль

Контроль работы воспитателей двух параллельных групп — сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп. Контроль осуществляется администра­цией ДОУ.
Контроль работы  двух воспитателей одной возрастной группы — выявление разницы в работе воспитателей одной группы.
Взаимоконтроль (взаимопосещение) — развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого;

— распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса.

Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. Педагогами ведутся тет­ради взаимоконтроля (взаимопосеще­ний).
5. Самоконтроль — предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов.


Тематический контроль.

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:

  • с улучшением учебно-воспитательного процесса,
  • ростом профессионального мастерства педагогов,
  • созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,
  • укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

  1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
  2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.
  3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.
  4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
  5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача старшего воспитателя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки.

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию и лицензированию.

 


Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля.

  1. I. Первая часть – вводная. В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?»,  «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:

— предмет изучения;

— сроки изучения;

— тема контроля;

— цель и объект контроля;

— методы контроля;

— кто проверяет.

Пример.

«Согласно годовому плану работы МДОУ «Детский сад № 4»  на 2011 – 2012 учебный год в период с 24 по 28 февраля  2011 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в средней группе № 1 и старшей группе № 1»

Цели контроля: 

  • выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
  • наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.

Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в средней группе № 1 и средней группе № 2.

Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.

Проверяющий:

  1. II. Вторая часть – аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».

Здесь рассматриваются:

общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;

достоинства и недостатки его решения;

факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;

установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.

В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.

Пример. «В обследовании приняли участие 20 детей средней группы № 1, 20 детей средней  группы № 2. В ходе тематической проверки были выявлены следующие количественные показатели (Таблица 1): (ниже приводится таблица)…(это количественный анализ результатов проверки).

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:

— у 80% детей средней группы № 1 и у 82% детей старшей группы № 1 сформированы навыки культуры поведения в быту;

— в средней группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…

— в старшей группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 45% детей, на среднем уровне – у 37% детей, на низком уровне – у 18% детей, что свидетельствует об … (это качественный анализ результатов проверки).

    III. Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:

— обобщить результаты анализа, сделать выводы;

— определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;

— указать сроки и формы подведения итогов;

—  поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;                         

— проставить дату составления справки

Выводы:    

 

Рекомендации:

 

 

 

Оперативный (текущий) контроль.

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:

Вопросы контроля Возрастные группы, недели месяца
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

Примерные вопросы для оперативного контроля.

  1. Вопросы, требующие постоянного контроля.

— выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;

— осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;

— результаты медицинского осмотра детей;

— проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

— организация питания;

— посещаемость;

— выполнение режима дня;

— выполнение санэпидрежима;

— вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;

— повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;

— работа с молодыми воспитателями, наставничество;

— соблюдение здорового психологического климата в коллективе;

— работа с неблагополучными семьями;

— соблюдение правил внутреннего распорядка;

— техника безопасности;

— сохранность имущества;

— укрепление материальной базы;

— финансово-хозяйственная деятельность.

  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

— анализ заболеваемости;

— выполнение натуральных норм питания;

— выполнение плана по детодням;

— проведение физкультурных досугов и развлечений;

— состояние документации в группах;

— анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;

— выполнение решений педсовета;

— документация и отчетность подотчетных лиц;

— снятие остатков продуктов питания;

— проведение дней методической учебы педагогических кадров;

— уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;

— подведение итогов смотров и конкурсов.

  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

— участие педагогов в работе методических объединений;

— анализ детской заболеваемости;

— проведение дней здоровья;

— уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;

— выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);

— выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

 

Циклограмма оперативного контроля работы МДОУ «Детский сад № …»

на ___2011-2012___________ учебный год

 

Вопросы контроля Месяцы
IX X XI XII I II III IV V VI-VIII
Санитарное состояние + + + + + + + + + +
Охрана жизни и здоровья + + + + + + + + + +
Анализ травматизма + + + +
Анализ заболеваемости + + + +
Выполнение режима прогулки + + + + +
Культурно-гигиенические навыки при питании + + +
Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании + + +
Культурно-гигиенические навыки при умывании + + +
Режим проветривания + + + + +
Проведение закаливающих процедур + + +
Проведение фильтра + + +
Проведение развлечений + + +
Подготовка воспитателей к занятиям + + +
Содержание книжных уголков + + +
Содержание уголков изодеятельности + +
Содержание природных уголков + + +
Содержание уголков ручного труда + +
Содержание физкультурных уголков + +
Содержание музыкальных уголков + +
Оборудование для сюжетно-ролевых игр + + +
Оборудование для театрализованной деятельности + +
Наличие дидактических игр по задачам программы + +
План воспитательно-образовательной работы с детьми + + + + + + + +
Наглядная педагогическая пропаганда + + + +
Проведение родительских собраний + + +

 

 

План и результаты оперативного контроля

на   январь 2011 — 2012 учебного года

1        2       3         4       5        6  группы

Охрана жизни и здоровья Попова Е.Г.

Таганова О.Н

Культурно-гигиенические навыки при    приеме пищи Таганова О.Н.
Культурно-гигиенические навыки при одевании Таганова О.Н,

Малашина Ж.И.

Подготовка воспитателей к занятиям Таганова О.Н/
Оборудование   центров экспериментирования Таганова О.Н,
Наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми работы на день Таганова О.Н,

 

Оценка:

О – отлично

Х – хорошо

У – удовлетворительно

П – плохо

Выводы: __________________________________________________________________________

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *