Close

Методический семинар «Воспитание заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр в экологическом развитии дошкольников»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В.А. Сухомлинский.

Экологическое образование дошкольников – новое, но уже широко распространённое направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба.

В ознакомлении с природой особое место занимают развивающие игры.

Каково же значение экологических игр для развития ребенка?

Развивающие игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе.

 Цель моей работы формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

Для достижения этой цели я ставила задачи:

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.

формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

Свою работу по теме «Воспитание заботливого отношения к природе посредством использования развивающих игр в экологическом развитии дошкольников»

1.Подготовительный: изучение передового опыта по экологии, теоретическая часть.

2.Практический: работа с детьми, создание предметно-развивающей среды,

работа с педагогами, работа с родителями, связь с социумом.

3.Результативность опыта работы.

  1. Проанализировав работы авторов: Н.Н. Кондратьевой программа «Мы», С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.»; Прохоровой Л. Н «Экологическое воспитание дошкольников»; Сорокиной А. И, « Дидактические игры в детском саду»,

которые раскрывают идею единства человека, и природы я приступила к теоретической части своей работы.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность.

Развивающие игры способствуют:

-развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые развивающие игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

-способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

-обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности

-развитию речи детей

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы.

2.Работу по использованию развивающих игр стоила в следующих направлениях:

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Связь с социумом

1 блок: Работа с детьми

Образовательную деятельность строю на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Поддерживаю инициативу детей в различных видах деятельности, используя современные образовательные технологии, соответствующие ФГОС ДО:

  1. Поддержка разнообразия детства;
  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых.
  3. Уважение личности ребенка;

Я выстроила свою работу по экологическому воспитанию схематично, изображая «Солнышко», от которого отходят лучики, попадая в разные образовательные области.

1 лучик — «Предметно-развивающая среда»

Создала картотеки игровой деятельности, музыкальных произведений, пословиц, поговорок и примет.

Функционирует мини – библиотека, где дети обмениваются опытом, рассматривают «умные» книги, энциклопедии.

Лаборатория для развития любознательности и поддержки инициативы детей, формирования навыков исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (превращение в «учёного», который проводит опыты, эксперименты, наблюдения).

Имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, множество дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания.

В группе организована опытно — исследовательская станция, на которой у нас живут Дед, Бабка, кот Мурлыка и пёс Барбос. Дети им «помогают» выращивать огород, в котором растут овощи: лук, морковь.

Разработан маршрут экологической тропы и объектов наблюдения, где детей встречают сказочные персонажи: «Лесовичок», «Гномик».

Я считаю, что грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

 2.Лучик – Движения

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых.

В процессе наблюдения за объектами природы у ребенка развивается наблюдательность (игра «Найди одинаковые камушки»).

3. Лучик — Познание

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры с природным материалом.

В своей практике с детьми я прибегаю к помощи сказочного героя — Гриба-лесовика. При помощи сказочного героя я проводила любую игру, например «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д.

Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?», макет-модель «На морском дне».

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

Следует отметить, что экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»). Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки явлений или предметов (Например, игра «Времена года» «Ферма», « «Фруктовый сад»), сравнивать, группировать, классифицировать по определенным чертам и признакам (Например, игра «Кто, где живет?»).

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки».

4. Лучик-Развитие речи

В процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности. (Например, игра «Угадай, что за растение?»), упражняются в образовании однокоренных слов. (Например, игра «У кого какая мама?» «С какой ветки эти детки»», «Одень куклу на прогулку», «Что за чем?», «Цепочка», «Чей малыш»)

В процессе проведения игр экологической направленности у детей развивается связная речь, они последовательно и связно рассказывают о тех или иных объектах природы, составляют небольшие рассказы и сказки.

Игра «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя и т.д. и

5.Лучик-Художественно-эстетическое развитие

Закрепление экологических знаний в процессе рисования, аппликации, лепки, поделки, коллажи, макеты из бросового материала.

Изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам .

Музыкальные занятия, усиливают эмоциональное восприятие ребенком природы. Так же способствует экологическому воспитанию, — это звуки природы, классические произведения, песни о природе, постановка танцев (танец цветов и т. д.)

В работе с детьми широко использую ТСО и новые информационные технологии: обучающие фильмы, комплект дисков «Добро пожаловать в экологию».

Большое внимание в работе с детьми уделяю проектной деятельности с включение развивающих игр по экологии:

Проект «Люби свой край»

Проект «Цветы на подоконнике»

Проект « В гости к бабушке Матрене»

2.Работа с педагогами

 

Участвую в работе творческой группы по экологическому воспитанию,

разработала маршрут экологической тропы «Экологический паспорт», провожу мастер-класс по изготовлению игр экологической направленности, КВН с педагогами.

С целью обобщения опыта принимала участие в районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Использование парциальных программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста».

С педагогами организовала семинар-практикум по изготовлению развивающих игр «Ферма», макет-модель «На морском дне», «Времена года».

3.Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

В работе с родителями использую инновационные технологии:

– проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);

– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;

– участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

– совместное озеленение территории детского сада;

В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр.

С помощью родителей организовала мини-музей «Лошадки», который постоянно пополняется экспонатами.

Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания.

Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Берегиня», акция «Птичья столовая», акция «Ода воде» и так далее).

Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, 4.Связь с социумом

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, о природе нашего края, установили тесные связи с центральной детской библиотекой, краеведческим музеем. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему краю, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, народными умельцами.

  1. Результативность.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

  1. Планирование работы на будущее.
  2. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.
  3. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.
  4. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа.
  5. Разработка и внедрение проекта «В природе нет ничего лишнего».

 

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *