Close

Тренинг-игра «Педагоги и родители»

Цель: определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время.

Задачи:

Познакомить родителей и педагогов друг с другом.

Создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников.

Установить доброжелательные отношения между участниками игры.

Обобщить опыт семейного воспитания.

Участники: родители вновь прибывших детей в МДОУ и педагоги.

Ведущий: педагог-психолог МДОУ.

Время проведения: начало учебного года.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

  1. Вводная часть
  2. Приветствие участников.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители и сотрудники! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Цели нашей работы следующие:

– определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время;

– ответить на вопрос: “Каковы должны быть отношения между родителями и педагогами?”.

Участникам предлагается встать в общий круг.

  1. Упражнение “Давайте познакомимся”.

Участники по очереди представляются, передают друг другу массажный мяч по кругу.

  1. Упражнение “Слово – ассоциация”.

Ведущий. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.

Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.

  1. Упражнение “Сочинение коллективного рассказа”.

Ведущим предлагает составить коллективный рассказ по кругу. Каждый участник должен добавить по 1 слову.

  1. Принятие правил тренинга.

Ведущий знакомит участников с правилами тренинга.

Умейте слушать друг друга.

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мяч), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите по существу.

Сохраняйте конфиденциальность.

То, что происходит на тренинге остается между участниками.

Правило “стоп”.

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав “стоп”.

Каждый говорит за себя, то своего имени.

Стоит говорить не “Все считают, что…”, а “Я считают, что…” и т.п.

  1. Рабочая часть.
  2. Упражнение “Поздороваемся локтями”.

Участникам предлагается рассчитаться на “1, 2, 3,4” и выполнить задание: “1” – необходимо поставить руки к плечам; “2” – поставить руки на пояс; “3” – поставить правую руку на пояс, левую руку на плечо; “4” – сложить руки крест-накрест.

Задание №1: познакомиться друг с другом, коснувшись локтями.

Задание №2: поприветствовать друг друга внутри подгруппы, коснувшись локтями.

Задание №3: создать и прокомментировать скульптурную композицию на тему: “Семья и детский сад”. Работа в подгруппе.

Задание №4: продолжить фразу: “Семья и детский сад -…”.

/пример: “Семья и детский сад – два берега одной реки”/. Работа в подгруппе.

  1. Упражнение “Наши общие задачи”.

Ведущий предлагает участникам разделиться на 2 группы /родители и педагоги/ и ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и в детском саду?”

Группы подходят к планшету с вариантами ответов на данный вопрос. Каждый участник должен выбрать пять вариантов ответов, и сделать отметку на том листке, которое будет совпадать с его точкой зрения:

Соблюдение режима дня.

Рациональное и калорийное питание.

Полноценный сон.

Достаточное пребывание на свежем воздухе.

Здоровая гигиеническая среда.

Благоприятная психологическая атмосфера.

Наличие спортивных площадок, физкультурного оборудования. Закаливающие процедуры.

Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, речевого, эмоционального, социального развития с опорой на содержание программы детского сада с учетом психологического возраста.

Проблемы семьи и детского сада.

Эффективные способы наказания и поощрения.

Регулярное выполнение домашних заданий.

Развитие позитивных межличностных отношений со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада.

Внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.

Использование активных форм проведения досуга.

Обобщение опыта семейного воспитания.

Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Нравственное воспитание.

Эстетическое развитие.

Одна из групп представляет список. Участник последовательно зачитывает каждый пункт. В том случае, если у второй группы есть схожий тезис, то он записывается /приклеивается на планшете “Наши общие задачи”. Подсчет количества ответов по каждому предложенному варианту. Ранжирование ответов. Фиксирование на стене ответов в порядке убывания.

Работа в подгруппах 10 минут.

После составления списка общих задач, предстоит разобраться с одинарными запросами /запрос вписывается в список совместных задач или обсуждается, почему он не может быть общим/.

Итоги “Наши общие задачи” вывешиваются для всеобщего обозрения в группы.

  1. Знакомство с памяткой “Что значит сотрудничать?”. Вручение памятки участникам тренинга.
  2. Представление и обобщение опыта семейного воспитания /по результатам первичной консультации педагога-психолога родителей.

После представления и обобщения опыта семейного воспитания ведущим, предлагается выступить всем желающим по данному вопросу.

Какие журналы вы читаете посвященные вопросам воспитания?

Каким детским развивающим журналам вы отдаете предпочтение?

  1. Экспресс-опрос /метод активного обучения/.

Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

– если “да”, то хлопните в ладоши;

– если “нет”, то топните ногою.

Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?

– если “да”, то помашите рукой;

– если “нет”, то дотроньтесь до кончика носа.

Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?

– если “семью”, то улыбнитесь;

– если “окружение, среда, социум”, то вытяните руку вперед.

  1. Лечебно-воспитательное воздействие словом /метод лечебной педагогики/.

Участники рассаживаются полукругом. В центре ставится зажженная свеча. Звучит романтическая композиция.

Ведущий. Экономические приливы и отливы швыряли целые народы по Европе из края в край. Порой приходилось бросать все, что было им дорого, все, к чему они привязались, всех, кого приручили…

В одном из воинов мать кормила грудью младенца; смертельно усталая, она казалась спящей. Среди бессмыслицы этих скитаний передавалась ребенку жизнь. Я смотрел на отца. Череп тяжелый и голый, как булыжник. Бесформенное и неуклюжее тело. Не человек – ком глины!

Но ведь этот человек и эта женщина когда-то встретились впервые, и наверное, он ей улыбнулся, и наверное, после этого принес ей цветы. Быть может, застенчивый и неловкий, он боялся, что над ним посмеются. Непостижимо, как же они оба превратились в комья грязи. Под какой страшный пресс они попали? Что их так исковеркало? Животное и в старости сохраняет изящество.

Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек?

Между отцом и матерью кое-как примостился малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо. Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь-обещание!

Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят ее и лелеют. Но люди растут без садовников. Маленький Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречен.

…Я говорил себе: эти люди не страдают от своей судьбы. И не сострадание меня мучит. Не в том дело, чтобы проливать слезы над вечно не заживающей язвой. Те, кто ею поражен, ее не чувствуют. Язва поразила не отдельного человека, она разъедает человечество.

И не верю я в жалость. Меня мучит забота садовника. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт.

Один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее человека.

1936 год “Планета людей” Антуана де Сент Экзюпери написана более 60 лет назад.

Правда, много общего с нашим временем?

Данный отрывок – образ поезда жизни, который движется в прямом и обратном направлениях.

Фраза “Дети – цветы жизни” стала уже банальной, ее повторяют к месту и не к месту. Но почему-то мало, кто вспоминает о том, что раз “дети – цветы”, то и обращаться с ними нужно, как с цветами. А руки творца всегда должны быть добрыми, терпеливыми, спокойными, чистыми, сухими и теплыми.

  1. Вручение родителям памятки “99 возможностей сказать ребенку: “Я тебя люблю!”.
  2. Заполнение анкеты “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”.

Ведущий предлагает родителям и педагогам заполнить анкету “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”, выбирая по 5 основных значимых качеств ребенка /педагога, родителя/.

Анкеты обрабатываются, по группам вывешиваются данные опроса.

  1. Упражнение “Дирижер”.

Звучит музыка, несколько приглушенная. Можно выбрать классическую пьесу.

Все участника тренинга встают в большой круг.

Ведущий. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирежируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

В заключение участники по желанию высказываются.

Ведущий. Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

III. Заключительная часть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *