Close

Проект «Дело в шляпе»

Гипотеза. Люди всегда будут носить шляпы.

Проблема. Незнайка не понимает, для чего нужно так много разных видов шляп.

Цель. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с назначением головных  уборов, материалами, из которых они изготовлены.

Задачи по центрам активности

Игровая деятельность

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр «Семья», «Салон шляп», дидактических игр «Ателье «Соломенная шляпка». Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных в Центрах искусства и конструирования. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий (придумывание сказок «Путешествие шляпы», «Шляпка-невидимка»).

Речевое развитие

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Знакомить с названиями головных уборов (шляпа, берет, треуголка, цилиндр, боливар) и материалами, из которых они изготовлены. Закреплять умение рассказывать о шляпах. Обогатить словарь детей.

Изобразительная деятельность

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать головные уборы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность и способность замечать характерные особенности шляп и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции). Развивать умение составлять узоры и композиции для украшения шляп (из растительных элементов, бросового материала). Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Формирование элементарных математических представлений

Активизировать мыслительную деятельность: выделение и сравнение признаков различных шляп, сериация, классификация (подобрать шляпы по форме, по цвету или по величине, разложить в порядке возрастания-убывания одного или нескольких признаков). Формировать представление о количественной характеристике числа, о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты. Развивать представление о составе числа. Уточнить представление о времени (шляпы прошлого). Учить пользоваться моделями.

Конструирование

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в различных конструкциях. Учить различать геометрические объемные фигуры (куб, цилиндр, конус). Обучать планированию при создании шляпной мастерской. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, умение работать иголкой, нитками, ножницами.

Формирование элементарных естественно-научных представлений

Провести опыты с целью знакомства детей с различными свойствами ткани (намокает, мнется, рвется, гладится, можно сшивать, склеивать). Поощрять детское экспериментирование. Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать свойства тканей при изготовлении различных шляп.

Формирование представлений об истории культуры

Развивать у детей представление об истории цивилизации. Дать элементарные сведения об образе жизни людей в древности (как одевались, какие головные уборы существовали, как их носили, какую социально-знаковую роль они имели в обществе).

Реализация проекта

Утренний сбор. Сообщение тематики проекта «Дело в шляпе» и обсуждение его по Центрам активности. Предложение по вариативности реализации проекта.

Составление объявления для родителей.

Объявление

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Предлагаю совершить интересное путешествие в мир шляп и шляпок. Пропуском в это увлекательное путешествие станут изготовленные вами головные уборы. Они могут быть сделаны из любого материала (ткани, картона, соломы и др.), украшены цветами, перьями, фруктами, лентами и другими предметами, которые найдутся у вас дома. Может, это будет шляпа сказочного героя. А может, вы придумаете шляпу, которую будут носить в XXII веке, или вспомните, какие шляпы носили в  XVIII – XIX веках.

Пофантазируйте вместе с детьми!

Придумайте название для шляпы. Вспомните (или придумайте) стихотворение, песню, короткий рассказ или интересный факт из истории шляпы для ее представления.

Парад шляп состоится _____________.

 

Незнайка.

 

Работа в Центрах активности

Центр искусства

Рисование красками «Сказочные шляпы».

Аппликация «Соломенная шляпка».

Выставка кукольных шляпок.

Изготовление шляп из бросового материала.

Конструирование шляп из бумаги.

Раскрашивание трафаретов шляп.

Изготовление подарков для мам: игольница-шляпка.

Лепка по сказке «Кот в сапогах».

Аппликация из цветных опилок «Живая шляпа».

Коллективная работа с использованием тканей, ниток, пуговиц, лент.

Коллаж «Подбери герою шляпы».

Бумажная мозаика «Шляпа для праздника».

Центр математики

Измерение нарисованных шляп и сравнение их размеров.

Счет шляп из разных сказок.

Счет шляп, изготовленных в Центре искусства.

Дидактические игры «Шляпка», «Подбери Золушке шляпку», «Угадай героя по шляпе».

Геометрическое лото «Что изменилось?», «Что перепутал Незнайка?», «Какой формы шляпа?», «Найди одинаковые шляпы», «Запомни узор на шляпе».

Центр естествознания

Проведение опытов с тканью, перьями, бусинками, кожей в уголке экспериментирования. Рассматривание и сравнение материалов. Раскрашивание.

Дидактические игры «Что плавает, что тонет?», «Какая ткань горит, какая плавится?», «Что гнется, что ломается?», «Какая ткань прочнее?».

Центр строительства

Сооружение из строительного материала шляпной мастерской. Изготовление витрин, полочек для выставочного зала.

Центр книги

Чтение: Н.Носов «Живая шляпа»; Ш.Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»; В.Степанов «Профессии».

Составление рассказов на тему «Если бы у меня была шапка-невидимка».

Этическая беседа «По Сеньке шапка».

Викторина по сказкам.

Рассматривание журналов мод.

Дидактическая игра «Что шляпа расскажет о себе?».

Вечер загадок.

Музей старинных шляп.

Беседа об изготовлении шляп.

Конкурс стихов о шляпах.

Логическая задача «Удобны ли бумажные шляпы».

Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам.

Просмотр мультфильмов «Незнайка», «Звездный мальчик».

Центр игры

Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Шляпная мастерская», «Ателье «Соломенная шляпка», «Салон красоты».

Игры-фантазии.

Придумывание сказки «Путешествие шляпы».

Режиссерская игра «Шляпка-невидимка».

Игра «Что? Где? Когда?».

Игры-драматизации «Теремок», «Красная Шапочка».

Настольный театр «Оловянный солдатик».

Инсценировка сказки о Чебурашке.

Игра на фланелеграфе «Аукцион шляп».

Использование в играх атрибутов, изготовленных в Центрах искусства и строительства.

Психологический центр

Для стимуляции творческой активности детей использовали метод «разноцветных шляп» (Э. де Боно). Поставили проблему: Незнайка не понимает, для чего нужно так много разных шляп.

Дети разбились на команды по цвету шляп и решали проблему с разных точек зрения.

«Белая» — собрать факты, связанные с проблемой.

«Желтая» — определить все позитивные моменты.

«Черная» — определить все негативные моменты.

«Зеленая» — собрать всевозможные идеи (даже бредовые).

«Красная» — выразить эмоции в ходе решения проблемы.

Работа над проектом завершилась проведением развлечения «Парад шляп», выставки «Шляпы руками детей», итогового занятия «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны».

Парад шляп

Зал украшен аппликациями, рисунками детей, шляпами разных размеров и фасонов, шарами.

Звучит музыка. В зал в костюмах и шляпах, изготовленных вместе с родителями, входят дети, проходят по кругу, рассаживаются.

Королева шляп (взрослым).

Фанфары, громче звучите!

Я всем гостям сегодня рада.

В нарядный зал скорее проходите,

Вас ждет начало шляпного парада!

Незнайка (взрослый).

Носили дамы шляпы

В былые времена.

Любил их Чарли Чаплин.

Есть шляпа у меня.

Но так случилось уж, друзья,

Про шляпы ничего не знаю я.

Помочь вы мне решили

И быстро поспешили на шляпный парад.

Королева шляп. Незнайка, мы долго готовились, много нового узнали о шляпах, мастерили их своими руками. В нашем зале разместилась шляпная мастерская, фотосалон «Рябинка», все желающие могут сфотографироваться в образе принца или принцессы. Представлено очень много журналов, игр, буклетов с рисунками детей. Даже есть шляпа желаний, надев которую, ты тоже можешь загадать желание.

Незнайка. Молодцы! Я обязательно все это рассмотрю, а сейчас мне не терпится как можно больше узнать о шляпах.

Королева шляп. Тогда присаживайся и слушай внимательно.

Объявляю дефиле «Шляпы и шляпки».

Звучит музыка. Первая подгруппа детей представляет свои шляпы.

Незнайка. Как интересно, я вижу, вам нравятся ваши шляпы. Я свою тоже очень люблю и часто с ней играю. И вам предлагаю поиграть.

«Передай шляпу». Под музыку дети передают шляпу. Когда музыка смолкает, тот, у кого в руках шляпа, выполняет желание Незнайки: отгадывает загадку, называет свой любимый головной убор, проходит по кругу и показывает свою шляпу и т.д.

«Попади в шляпу». Три команды по три человека должны попасть в шляпы бумажными шариками.

«Аукцион шляп». Родители сидят, дети надевают на них шляпы: одну на другую. Задача – удержать на голове как можно больше шляп.

Затем Королева шляп объявляет «Польку». Дети танцуют.

Королева шляп. Ну что, Незнайка, продолжим праздник?

Звучит аудиозапись «Песенки шапокляк» (муз. В.Шаинского), входит Шапокляк.

Шапокляк. Ну здрасьте! Что, веселитесь, танцуете? А мне не до веселья. Потеряла я свою единственную шляпку, и Лариска куда-то убежала. Уж не вы ли мою шляпочку на праздник выкрали? (Смотрит по сторонам, ищет шляпу и Лариску).

Незнайка. Ну что ты, бабуля, так плохо о детях думаешь. Все шляпы они делали вместе с родителями.

Шапокляк. Ничего, ничего! Я смотрю, у вас тут много разных шляпок. С кого-нибудь стяну, да и делов-то. Только вот мою Ларисочку-крысочку кто мне вернет? (Начинает плакать).

Незнайка. Бабусечка Шапоклюсечка, не волнуйся, не реви, а лучше посиди и посмотри.

Звучит музыка. Вторая подгруппа детей представляет свои шляпы.

Шапокляк. Да, славные у вас шляпки. Сейчас выберу себе одну да пойду Лариску искать. Даже и не знаю, что выбрать. Это вот что за шляпа?

Берет шляпы, показывает детям. Они называют их: «феска», «цилиндр», «кепи» и др.

Шапокляк. Зачем вообще нужны шляпы? Для чего?

Незнайка. Ребята, а вы знаете?

Проводится мозговой штурм «Чем может быть шляпа?».

Дети делают вывод, что шляпы могут пригодиться в разных жизненных ситуациях.

Исполняют песню про шляпу (муз. к песне «Папа может», сл. О.Ромадиной, воспитателя детского сада).

1-й куплет.

Сколько песен мы с вами вместе

Спели разных о том, о сем.

А про шляпу до этой песни

Песен не было ни одной.

Припев.

Шляпа может, шляпа может

Все, что угодно:

Спасти от солнца, и от ветра, и от дождя.

Шляпа может, шляпа может

Быть чем угодно,

Если шляпа, если шляпа любимая.

2-й куплет.

Шляпу вместе украсим камнями,

Станет шляпа короной вдруг.

А добавим ромашек с поляны –

Превратится в цветочный луг.

Припев.

Незнайка. Я хочу показать вам еще игры с моей любимой шляпой.

«Перенести шарик в шляпе». Каждый член команды, держа в одной руке плоскую шляпу с шариком внутри, должен добежать от линии старта до линии финиша и обратно. Выигрывает команда, игроки которой ни разу не уронили шарик.

«Шляпа набекрень». Нужно надеть шляпу, сделать движение головой, чтобы шляпа улетела как можно дальше.

Вопросы от Незнайки. (За правильный ответ дети получают вырезанные из картона медали-шляпки; у кого больше всех – получает приз.)

Под какой шляпой вы идете во время дождя?

Какие сказочные герои носили шляпы?

Как можно назвать и кепку, и берет, и цилиндр, и панаму, и шляпу?

Что растет со шляпкой?

Капор – мужской или женский головной убор?

В каком произведении головной убор напугал мальчиков?

Из чего изготавливали шлем?

Что лишнее в ряду: капор, треуголка, шлем, шарф, ермолка?

Перед какой шляпкой люди наклоняются?

Что означает слово «шапокляк»?

Кому можно оставаться в головных уборах в общественных местах?

«Лишняя шляпа».на стульях разложено шесть шляп. Семеро играющих под музыку идут по кругу. Когда музыка смолкает, нужно надеть или взять в руки шляпу и сесть на стул. Кто не успел, выбывает из игры.

«Удержи шляпу». Под звуки быстрого танца надо без помощи рук как можно дольше удержать на голове большую плоскую шляпу.

Шапокляк. Весело у вас. Но мне без моей Лариски тоскливо и грустно.

Незнайка. Моя любимая шляпа может исполнить три твоих желания. Но только если ты не будешь больше вредничать.

Шапокляк. Не верю я, ты все время что-нибудь выдумываешь.

Незнайка. Проверим?

Шапокляк. Ну вот, например. Может она превратить родителей в сказочных героев?

Гаснет свет, Незнайка произносит волшебные слова, родители надевают маски. Свет зажигается.

Шапокляк. А вот и посложнее. Пусть обыкновенная вода станет цветной!

Незнайка показывает фокусы с водой (незаметно окрашивает воду в какой-нибудь цвет).

Незнайка. Теперь возьми мою шляпу и загадай самое заветное твое желание.

Шапокляк произносит волшебные слова и находит под шляпой крысу, а рядом свою шляпку. Радуется, благодарит Незнайку.

Незнайка. Я приготовил вам, дорогие дети, сюрпризы. Пройдите перед нами еще раз.

Вручает медали-шляпки, дипломы по номинациям, читает стихи.

Самая маленькая

Славная, милая шляпка на крошку –

Можно ее положить на ладошку.

Только Дюймовочке в пору она,

Шляпка как раз для нее создана.

Самая большая

Сам хозяин очень рад –

Виден всюду экспонат,

Шляпа яркая, большая,

Симпатичная такая.

Самая вкусная

Не просто красива,

Еще и вкусна.

Поносишь – и скушаешь,

Коль голодна.

Самая оригинальная

Невозможно не заметить

Эту чудную вещицу.

Очевидно, что над нею

Долго вам пришлось трудиться.

Самая смешная

В эту шляпку облачитесь –

Сразу в детство возвратитесь,

Для начала улыбнетесь,

После громко рассмеетесь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *